"К КУЛЬТУРЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ ТОЛЬКО АВТОРСКАЯ ДЕТСКАЯ АНИМАЦИЯ"
Интервью: Лидии Вулох 2011
Сегодня горяче спорили с Александром Бесполденновым о судьбе российских стареющих актеров. Говорили о культуре отношения к актерской профессии, о культуре ее восприятия. Cаша, видимо, справедливо заметил, что уходить порой (особенно со сцены) надо красив...о. Но мне не жаль, что многие выдающиеся актеры то ли из-за сильной любви к призванию и театральному делу, то ли (банально) из-за отсутствия средств к существованию не готовы уходить сегодня на пенсию. Да и преемственности поколений увы не наблюдается. С моей стороны спор зашел так далеко, что пришлось разглагольствовать о проблемах современной российской культуры в целом. В связи с этим предлагаю вашему вниманию актуальное интервью с аниматором Иваном Максимовым. Итак, уже об Анимации. И еще раз, о Культуре: Российская анимация превратилась в бизнес В последнее время много говорится о проблемах детского кино, в частности о анимации. А пока наши дети смотрят американские мультики в кинотеатрах не по льготным ценам, множество отечественных дебютных талантливых мультфильмов существуют лишь для фестивального зрителя. Порой и признанные метры анимационного искусства сегодня вынуждены по долгу сидеть без работы, перебиваясь случайными заказами. Так, в декабре 2010 года один из лучших проектов студии «Пилот» «Гора самоцветов» прекратил свое существование на 54-ом выпуске из-за отсутствия финансирования со стороны государства. Художник-мультипликатор «Пилота» Сергей Меринов (его проект был последним на студии) лишь c грустью заметил: “В анимации давно уже никаких постоянных зарплат не существует. Есть работа, набирается команда, делается кино, нет работы - люди разбегаются. Просто на "Пилоте", на "Горе самоцветов", работа была постоянно с 2003 по 2010 год. Сейчас "Гору" минкульт закрыл, другой работы очень мало, а люди разошлись по другим проектам”. На вопрос “а откуда тогда берется работа”, ответ был еще более не утешительный: «Не откуда не берется. Ищем деньги, а пока студия практически простаивает, работают всего 3-4 человека. Утешает лишь то, что анимационное сообщество сейчас формулирует свои предложения и проекты, чтобы выйти с ними на диалог с государством». 16 февраля состоялась пресс-конференция «Российская анимация в ожидании системной государственной политики», где генеральный директор Movie Research Олег Иванов представил результаты проведенного компанией исследования «Российское анимационное кино». Были попытки систематизировать мнения 15 экспертов в области анимации. Обсуждали проблему Дмитрий Руженцев, заместитель исполнительного директора Фонда Кино, Юрий Норштейн, мультипликатор, Сергей Сельянов, генеральный продюсер кинокомпании СТВ, Александр Герасимов, президент Открытого фестиваля анимационного кино, Анатолий Прохоров, художественный руководитель социально-культурной программы «Смешарики», Лев Бубненков, генеральный продюсер студии «Пилот», Олег Иванов и др. Про то, будут ли наконец услышаны просьбы многих авторов детского анимационного фильма пока еще ничего не известно – остается лишь ждать конкретных результатов. В числе приглашенных был признанный режиссер авторского анимационного кино, сценарист, художник, педагог Иван Максимов (Обладатель наград «Ника» и «Золотой медведь» (за анимационный фильм «Болеро»), «Золотой овен 2004» (за фильм «Ветер вдоль берега») художественный руководитель студии «Шар»). Не являясь с одной стороны вовлеченным в интриги киносообщества и не будучи алчно заинтересованным в государственном финансировании c другой, Иван Максимов решил рассказать, как же на самом деле обстоит ситуация в анимационном искусстве: Я был приглашен на конференцию, но не пришел: насколько мне известно, там обсуждался кинобизнесс, что ко мне, как к авторскому аниматору, т.е. представителю анимационного искусства, никакого отношения не имеет. Я считаю что даже не надо разговаривать о том, что бы делать каких-нибудь «Тугариных змеев» и «Князей Владимиров», потому что это кинобизнесс, который к культуре никакого отношения не имеет. К культуре имеет отношение только авторская детская анимация. Хотите зарабатывать деньги, - пожалуйста, нужно закупать американские массовые мультфильмы. Мой личный месседж таков: Государство должно финансировать культуру, а не бизнеc. Есть такая программа «поддержка малого бизнеса» и если с этой точки зрения подходить к проблеме – поддерживать малый бизнес,то здесь могут присоседиться люди, которые хотят на искусстве зарабатывать. Повторюсь, это все относится к бизнесу. Если речь идет о культуре, то культура не самоокупаемая в принципе. Культура должна финансироваться ради самой культуры, а не ради того, что бы заработать деньги. Культура в России всегда была отсталая, хотя Россия всегда была замечательна писателями художниками артистами музыкантами, а не культурой. Не это составляет культуру. Ты приезжаешь в город и оглядываешь и нюхаешь его – вот это культура. Приезжаешь в Кельн, выходишь из поезда и чувствуешь – вот немецкая культура. А потом приезжаешь в какой-нибудь «Тмутаракань» и чувствуешь – а вот это наша культура – она пахнет, пестрит какими то безвкусными яркими надписями и т.д. В Европе реклама не портит вид города. У нас из-за рекламы, из-за дешевых вывесок, красивые города превращаются в полный ужас. Это как раз и есть отсутствие культуры. К анимации это имеет такое же отношение, как и ко всем другим вещам относящимся к культуре.Финансировать нужно не что бы зарабатывать потом на этом деньги, а что бы повышать общий культурный уровень. Просто давать денег на театры и театральные студии, на хорошее кино, художественные кружки, литературные объединения, что бы через два поколения хоть какая то была в России культура. И для меня как для художника все равно какие есть деньги - не моя обязанность это знать. Все начинается с детства и надо обратить внимание на то, что смотрят дети, какую культуру они потребляют. Потому что скажем Европейская культура ничуть не хуже русской, но у нас дети употребляют не европейскую культуру, не американскую, а непонятно какую. Продюсеры, что бы им выделили деньги, хотят убедить чиновников, что они смогут улучшить государство. То есть получается, что они хотят поднять культурный уровень с помощью зарабатывания денег на анимационных блокбастерах. Я против этого. Я не знаю и сомневаюсь, есть ли художественный совет или группа лиц в министерстве культуры, которые утверждают такие проекты с точки зрения их художественной ценности. Художественный совет - это такая туманная организация, которая в любое время при любых законах все равно сомнительна, потому что нет такого правила , что бы мнение худсовета превращалось в закон. Cейчас когда худсовет что то решил, это абсолютно ничего не значит. Правда когда он решал абсолютно все было еще хуже. Я учавствовал в экспертном совете и решал, поддержать тот или иной проэкт или нет. Это комиссия при министерстве культуры для распределения денег на будущий год. Но худсовет не гарантирован от коррупции. Скажем если чиновникам захотелось запустить какой то проект, то они сделают это и уговорят даже худсовет. Под коррупцией я не имею ввиду именно какие то откаты или то, что кто-то ворует. Например просто кто-то кому-то позвонил и тайно договорился, или пили вместе – от этого, конечно, никто не застрахован никогда. Отличный пример - французская анимационная студия «Фолимаж» (Folimage Valence Production) которая не является государственной, но там делают мультфильмы и на государственные деньги. Так же есть государственный канал, финансирующий на этой студии два проекта в год. Параллельно «Фолимаж» может делать какую то свою продукцию. Та работает наш художник Юрий Черенков и сделал второй авторский, уже полнометражный мультфильм – вот пожалуйста, два гранта в год. Честно говоря, у нас проблема не в том, как распеделять деньги, а в том, что их мало. Потому что как распределять деньги – еще ни раз все подерутся. А аниматоров сейчас много. После перестройки каждый осветитель подался в режиссеры-аниматоры. Что бы деньги получить, аниматором может стать кто угодно. А дальше отчитается какой ни будь ерундой и все. Отсев в таком случае нужен, но возникает вопрос «а судьи кто»? А судят далекие от искусства чиновники. Поэтому единственный критерий, который может быть и который более менее объективный - это давать деньги «брендам», имеющим гарантию – студии «Пилот» или «Шар» например. Либо конкретным авторам, либо дебютантам. Не так много талантливых режиссеров. Они же постареют и умрут и им надо давать деньги пока они могут снимать! Всем на это плевать. Если смотреть на студию как на штат сотрудников, которым надо выделять деньги, то это все равно что кормить чиновников – для создания хорошего мультфильма штат не нужен. Это тоже самое, что выделять какому ни будь министерству много денег только потому, что у них много людей. Ну зачем студии много народу? Например студия «Мастер фильм» имеет столько сотрудников и столько помещения сколько нужно для конкретной работы – 3 комнаты. Что касается проката, то он, как и документальное и художественное кино упирается в две вещи – первое что бы собрать программу, у прокатного продюсера должно быть ясное понимание по дележу денег с прибыли. Если он берет фильмы из одной студии, тогда нет проблем - будь то полный метр или короткометражка. Если же (судя по опыту «Большого фестиваля мультфильмов») набор фильмов из разных студий, дело обстоит уже сложнее. Где сегодня показывать хорошие мультфильмы? Кинотеатр – это прежде всего человек. Человек владеющий помещением. Он и формирует тот самый, особенный репертуар, особую атмосферу кинотеатра. Раньше был лимит на прокат картин, а сейчас регламента уже нет. Я считаю, что он сейчас и ни к чему. Можно взять за основу французскую систему, когда профинансированные государством фильмы обязаны показываться в государственных же кинотеатрах. Что касается на сегодняшний день детских фондов, то какой им смысл выделять деньги на создание анимации, если дети все равно это не увидят. На последок добавлю, что ведущие анимационные студии cегодня могут в год делать по масштабам столько же, сколько делал раньше “Союзмультфильм” . Технический прогресс помогает сделать сейчас и намного больше – один человек может создать все сам сидя за своим компьютером. Поэтому все упирается в мотивацию. Ну а как ее стимулировать я уже сказал: надо выделять деньги молодым дебютантам и признанным авторам".
Интервью: Лидии Вулох