Максимов
С Иваном Максимовым мы встретились у него дома. Маленькая однокомнатная квартирка, с трудом вмещающая своего высокого хозяина, доверху завалена разными предметами – стульями, книжками, компьютерами, бумажками... иногда в неожиданных сочетаниях: например, крылатая богиня Ника (приз за фильм "Болеро"), увешанная цепочками, стоит посреди еды на кухонном столе. Так же и в фильмах Максимова: непонятные существа – птички на пружинках, человечки с хоботами, дракончики, фрейды в виде шариков, козя-вочки – появляются внезапно и живут по воле автора своей странной жизнью. Впрочем, для самого Максимова кажущийся хаос организован четко и логично, герои, родившись в голове, сразу рисуются на компьютере с музыкальной точностью. Аккуратности он научился еще в Институте космических исследований, куда попал после окончания Физтеха. Там Максимов собирал приборы для телескопа и, спасаясь от недостатка творчества, сочетал детали по цвету – "чтобы красиво выглядело. Только в этом я и был компетентен". Так он провел четыре года, одновременно печатая в разных журналах свои рисунки. Узнав случайно о Высших режиссерских курсах и попав на отделение анимации, Максимов завязал с наукой навсегда.
Первый его фильм "Слева направо" – о персонажах, у которых части тела "слева направо" друг в друга превращаются. "Как они называются? Не знаю, – отвечает автор, – этот вроде поросенка, а этот на моего папу похож. Вот в "Болеро" главный герой называется "'Дурил-ка картонная". А пробегают? – Ну, муравьи и что-то вроде мышки. Если летают – значит, птички. Но поскольку "Болеро" я в одиночестве снимал, то не было повода их как-то называть, потому что некому. Это неизвестно, кто там был. Какие-то одинокие существа..."
В ленте "Провинциальная школа" герои тоже хоть и странны, но более понятны. На урок в провинциальную хулиганскую школу приходит страшный учитель, с физиономией доктора Фрейда и с хоботом вместо носа. Во рту у него появляются цифры с трудной задачей: "2 х 2 =?" Ученики дрожат от ужаса, а шарообразный персонаж, бредущий к доске как на казнь, постепенно становится дырявым (' Дырявый", иначе не назовешь"), оттого что сквозь него пролетают всякие предметы. Ответная цифра "4" падает куда-то в воду, и ученики вздыхают с облегчением.
"Тут я как раз про Фрейда не думал, – не соглашается Максимов. – Здесь нет никакой идеологии. Если только с точки зрения психоанализа автора".
Зато в фильме "N + 2", состоящем из двух частей – "В ожидании шарика" и "Идеальная дырочка", – венский кудесник и его теория выступают с открытым забралом.
В сюжете "В ожидании шарика" женскую статую уносит шарик в виде головы доктора Фрейда. После этого слышны шум и падение обломков. "Она ждет принца, а он оказался несостоятельным и лопнул. А она разбилась", – поясняет автор.
Герой следующей истории "Идеальная дырочка" – существо с квадратным хоботком, которое ищет для хоботка подходящую ды-рочку. Фильмы "N+ 2", как и "Либидо Бенджамина" (приз "Золотой Остап" в Петербурге), Максимов считает несмешными (совершенно напрасно) и потому неудачными.
Хорошая шутка – важный двигатель сексуального прогресса: "Я не обладаю искрометным юмором, как некоторые мои товарищи. А это важно в отношениях с девушками. Чтобы на них произвести приятное впечатление, лучше всего рассмешить. Фильмы для меня – это единственный способ".
Иногда развеселить можно только полной серьезностью, как Бастер Китон, с каменным лицом. Фильм "Болеро" Максимова (приз "Золотой Медведь" в Берлине, "Кубок Монтекатини" в Италии, "Ника" в Москве) именно таков. Дракончик с длинным хвостом (он же ) важно ходит по кругу под музыку Равеля. Время идет, а ничего не происходит. Все начинают смеяться, потому что чувствуют, как их надули.
Новая картина Максимова "Нити" снова поднимает вопрос либидо. И нет смысла углубляться в сюжет. Все, что ни скажешь о Максимове и его фильмах, не стоит и хвостика (или хоботочка) какого-нибудь пробегающего одинокого существа.