Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

статьи - press

2014 ЧУВСТВА ВАЖНЕЕ, ЧЕМ МЫСЛИ.

Иван Максимов, один из столпов современной отечественной мультипликации, получил Гран-при международного фестиваля в финском Тампере за свою работу "Бум-Бум, дочь рыбака". О смешном и трогательном в мультфильмах и жизни - в беседе мастера с ПР.

ПР: Иван Леонидович, у вас великое множество премий и наград. А какая из них вам дороже всего?

Иван Максимов: Первая награда, которую я получил в 1991 году в немецком Оберхаузене была для меня очень важной, именно потому что она была первая. Потом значимость самих наград отошла на второй план, и сейчас самыми важными для меня являются призы зрительских симпатий. Для меня они выше любого Гран-при, потому что если Гран-при присуждается несколькими людьми, случайно собранными вместе, то приз зрительских симпатий - это оценка тех, ради кого я работаю.

ПР- Для тех наших читателей, кто еще не успел посмотреть ваш последний фильм "Бум-Бум, дочь рыбака": о чем он?

ИМ- Этот фильм есть на интернет- сервисе YouTube в общем доступе и его можно легко найти по названию. Мне же хотелось сделать трогательную и смешную историю о том, что любовь по сути - искренняя и ненавязчивая. Этот фильм о немотивированной любви девочки к рыбаку, которого она сама выбрала себе в родители. Дети до некоторого возраста любят своих родителей абсолютно, не смотря ни на что. Человеку нужно кого-то любить.

ПР- Как вы пришли в анимацию?

ИМ- Это длинная история, но формально все началось с поступления на Высшие режиссерские курсы. Я не учился на художника, и был художником-любителем, полупрофессионалом. Учился самостоятельно, перенимал какие-то приемы у других. А мой путь в анимацию - переступить порог. Это произошло в течении пары месяцев.

ПР- Как вы считаете, аниматор - это больше художник, сценарист или режиссер?

ИМ- Важно не путать терминологию. "Аниматор" в переводе с латыни - "одушевитель". В России аниматоры - затейники, развлекатели. А есть профессия "мультипликатор". Это не режиссер, не художник и не сценарист, а актер мультфильма. Он двигает, "одушевляет" предметы из пластилина, кукол, рисованных персонажей. Это актерская игра. И последние двадцать лет я нанимаю для своих работ таких профессионалов.В принципе в мультипликации важно быть востребованным и делать то, что нужно людям. Здесь многое зависит и от культурного уровня, и от особенностей вкуса. И я рассчитываю понравиться тем зрителям, с кем эти мои параметры совпадут.

ПР- А кого бы вы могли назвать своим учителем?

ИМ- Очень многие люди были важны для меня, но у меня всегда было свое мнение, и я от всех хватал понемногу. Нет такого человека, кого я мог бы назвать своим учителем.

ПР- А с кем из мультипликаторов вы бы хотели поработать?

ИМ- В соавторы я мог бы взять только некоторых своих любимых учеников. У меня были удачные фрагментарные сотворчества, но их было немного. Я работаю один, так как мне проще сделать самому, чем объяснить.

ПР- А вам какие больше нравятся мультфильмы?

ИМ- Очень трудно выделить. Но мои критерии: смешные, трогательные и красивые мультфильмы. Либо одно, либо другое, либо третье. Или все в одном. Могу сказать, что Эдуард Назаров и его работы "Путешествие муравья", "Мартынко" и "Жил-был пес" мне очень близки.

ПР- А мультфильмы нужно смотреть сердцем или "включать" голову?

ИМ- Я стараюсь голову вообще в жизни как можно меньше использовать: и в реальной жизни, и в искусстве. Чувства важнее, чем мысли.

ПР- А как вы относитесь к засилию компьютерной графики на экранах?

ИМ- Это существует потому, что это дешево. Так нарисовать может практически каждый, если человек не ленивый. Причем у некоторых получаются шедевры. Я очень хорошо отношусь к некоторым фильмам Олега Куваева про Масяню. Или есть художник Александр Свирский, который нигде не учился режиссуре, но просто решил делать фильмы, и у него очень здорово получается.

ПР- Талант может пробиться?

ИМ- Легко! Я считаю, что талантливому человеку даже учиться не надо.

ПР- А как же ремесло?

ИМ- Ремесло легко осваивается, когда ты уже что-то делаешь.

ПР- Вы создали компьютерную игру "Полная труба". Отличается ли создание компьютерной игры от создания мультфильма?

ИМ- Есть соврешенно очевидные различия: каждому персонажу нужно нарисовать много вариантов действий, поведения, эмоций, поскольку интерактивность обязывает. Или же то, что в своих фильмах я все контролирую сам, а здесь - только часть процесса. Но в итоге получилось так, как мне нравится.

ПР- А как вы придумали логотип для игровой приставки "Dendy"?

ИМ- Мой приятель попросил меня поучаствовать, и над логотипом мы думали вместе. Я предложил несколько вариантов, и слоненок быстро получил одобрение.

ПР- Школы каких стран сейчас на передовой мультипликации?

ИМ- Есть коммерческая анимация - это Япония и Америка. А есть авторская анимация - это Россия, Франция, Великобритания, Германия. Это связано со школами и с особенностями поддержки: так, в США авторскую анимацию не финансируют. Поэтому там люди, которые учатся в школах режиссуры, потом могут расчитывать на работу только в ведущих студиях, где делается то, что мы все и смотрим.

ПР- Что бы вы посоветовали молодым ребятам, которые хотят стать мультипликаторами?

ИМ- Мне кажется, что они прежде всего должны уметь хорошо рисовать. Не в смысле академически, а как иллюстраторы. Рисовать из головы. Это как в музыке: человек должен владеть музыкальным инструментом, желательно фортепиано, чтобы сыграть все, что ему придет в голову. Если режиссер не может что-то нарисовать, то не факт, что ему это может прийти в голову. А если и придет, то он не сможет это адекватно донести. Поэтому важны навыки в графике и еще фантазия. Например, я придумываю мир и про него снимаю фильм. Получается неигровое кино про выдуманный мной мир.

ПР- Чем Вы вдохновляетесь?

ИМ- Музыкой и жизнью. Мое вдохновение приходит тогда, когда мне что-то нужно. Мне нужна мотивация, какие-то обязательства.

ПР- А над чем вы сейчас работаете?

ИМ- В данный момент я занят сбором средств для своего нового фильма. Он будет о скамейках: набор микросюжетов про скамейки в парке. Мне важно, чтобы было смешно. Не просто фильм о скамейках, а о смешных ситуациях, связанных с ними.

ПР- А почему нужно, чтобы было смешно?

ИМ- Потому что люди любят смеяться, а когда они смеются, то и автор доволен. В зале я не могу видеть другие эмоции зрителей, а когда они смеются, то это сразу видно.

ПР- Вы много преподаете. Как оцениваете будущее нашей мультипликации?

ИМ- Люди все разные, и талант или есть или его нет. Если нет, то трудолюбие и знание не помогут. А если есть талант, то нельзя раслабляться, а надо учиться и работать. Причем научиться получать удовольствие от работы гораздо проще, чем научиться доставлять удовольствие зрителю.

ПР- А как вы можете оценить ситуацию с анимацией сегодня?

ИМ- Хорошо то, что государство продолжает финансировать авторские мультфильмы. А плохо то, что государство финансирует много халтуры. Ведь если по-честному спросить российских детей и взрослых, какой фильм им больше нравится: производства студии Pixar или современный отечественный, они скажут, что пиксаровский. Потому что у них так устроено, что тот, кто сделал плохо, или переделывает или уходит. И в результате все делается на совесть. А у нас много халтуры.

ПР- То есть, это "художник и рамки"?

ИМ- Нет, это, скорее, наш менталитет с некоторой ленностью и пофигизмом. Но у него есть и очень хорошая обратная сторона - щедрость и доброта. Ничего не поделаешь, но мне пока ни один полнометражный русский мультфильм не понравился.

ПР- Но надежда же есть?

ИМ- Надежда всегда есть. Ведь все зависит от конкретного человека.