Ваш фильм «Ветер вдоль берега» имеет большой успех. Сколько уже призов у него на счету?
Я как раз недавно составлял список: Суздальский фестиваль, «Крок», два приза на «Золотой рыбке», «Окно в европу» (Выборг), «Синанима» (Эшпиньо, Португалия), фестиваль в Чангжоу (Китай), фестиваль в Эвора (Португалия), Corto Imola Festival (Италия), «Золотой Овен» и приз зрительских симпатий на «Фантоше» (Швейцария).
Предполагали ли вы, что у фильма будет такая удачная судьба?
Да, предполагал. Когда я делал «Болеро», «5/4» и «Ветер вдоль берега» я знал, что получатся шедевры. А когда снимал остальные фильмы, то чувствовал, что делаю какую-то фигню, хотя иногда и надеялся…
С самой первой минуты понимали? Кстати с чего начинался «Ветер»?
Нет, не с первой минуты - уже в процессе. А начиналось все с музыки, которая навеяла общую идею, а потом давала повод придумывать какие-то гэги. Может, лет десять назад я снял бы этот фильм таким же, как «5/4». Но с тех пор я сам изменился, и эстетика тоже поменялась. И добавилось желание делать трогательные сцены.
Обычно на анимационные фестивали режиссеры сами отправляют заявки. А бывает ли так, что фестиваль по собственному почину берет какой-то фильм?
Бывает. Но редко. Это случается с фильмами выдающимися. У меня таких мало. Обычно действительно посылаются заявки, только последние годы это делаю не я сам, а Володя Муат, который в студии «Мастер-фильм» занимается промоушном.
Но вот «Ветер» прошел в Аннеси сам и даже в нарушение регламента. По правилам он мог участвовать только в прошлом году. Но в селекционной комиссии был человек, который дал фильму приз в Эшпиньо. И он же продвинул «Ветер» в конкурсную программу в Анси.
Насколько я понимаю, вы сейчас делаете сиквел?
Не совсем. Я изначально решил, что я должен снять кино про дождь, но не для того, чтобы сделать сиквел, а потому что есть такая тема, и ее в той же стилистике можно сделать. Но фильм не будет точным продолжением. Во-первых, потому что он цветной, а во-вторых, в «Ветре» была гениальная джазовая музыка, подареная мне Даниилом Крамером, а здесь за неимением подходящего по звучанию и бесплатного джаза, буду использовать Баха.
А нормальный, лицензионный диск с вашими фильмами выйдет когда-нибудь?
Боюсь, что нет. Боюсь, что никто этим не занимается. Я закинул удочку знакомому менеджеру из «Мастер Тэйпа» (Компания, выпускающая небольшими тиражами российскую авторскую анимацию. – М. Т.), она с радостью согласилась, но, боюсь, она обломалась с правообладателями.
То есть смотреть мы вас будем исключительно на пиратских дисках… Вас кстати не смущает такая ситуация?
Я думаю, что нормальный художник, не коммерсант, а именно художник, должен быть счастлив, когда его произведения распространяются и доходят до публики. Каким способом – это уже вопрос не моей профессиональной компетенции. И потом, даже выйди лицензионный диск... Я могу понять, когда возмущаются музыканты, поскольку они, возможно, получают большие деньги с продажи дисков и кассет. А я в финансовом отношении скорее всего даже не замечу, если выйдет лицензионное издание.
Надеюсь, что всё скоро можно будет скачивать в интернете бесплатно!
==================================================
Газета «Коммерсантъ» № 99/П(3430) от 05.06.2006
Накануне открытия Фестиваля анимационных фильмов в городе Аннеси российский участник конкурсной программы ИВАН МАКСИМОВ ответил на вопросы МАРИИ ТЕРЕЩЕНКО.
— Ваш "Ветер вдоль берега" имеет большой успех. Предполагали ли вы, что так будет?
— Да, предполагал. Когда я делал "Болеро", "5/4" и "Ветер", я знал, что получатся шедевры. А когда снимал остальные фильмы, то чувствовал, что делаю какую-то фигню, хотя иногда и надеялся...
— С первой минуты понимали? Кстати, с чего начинался "Ветер"?
— Нет, не с первой минуты — уже в процессе. А начиналось все с музыки, которая навеяла идею, а потом давала повод придумывать какие-то гэги. Может, лет десять назад я снял бы этот фильм таким же, как "5/4". Но с тех пор я сам изменился, и эстетика тоже поменялась. И добавилось желание делать трогательные сцены.
— Обычно режиссеры сами отправляют свою анимацию на фестивали. А бывает ли, что фильм попадает в конкурс без усилий своего создателя?
— Бывает, но редко. Это случается с фильмами выдающимися. У меня таких мало. Обычно действительно посылаются заявки, только последние годы это делаю не я сам, а Володя Муат, который в студии "Мастер-фильм" занимается промоушном. Но вот "Ветер" прошел в Аннеси сам и даже в нарушение регламента. Он давно сделан и по правилам мог участвовать только в прошлом году. Но в селекционной комиссии был человек, который дал фильму приз в Эшпиньо. И он же продвинул "Ветер" в конкурс Аннеси.
— Вы ведь сейчас делаете сиквел?
— Не совсем. Я изначально решил, что я должен снять кино про дождь, но не для того, чтобы сделать сиквел, а потому, что есть такая тема и ее в той же стилистике можно сделать. Но фильм не будет точным продолжением. Во-первых, потому, что он цветной, а во-вторых, в "Ветре" была гениальная джазовая музыка, подаренная мне Даниилом Крамером, а здесь за неимением подходящего по звучанию и бесплатного джаза буду использовать Баха.
— А лицензионный диск у вас выйдет когда-нибудь?
— Боюсь, что нет. Боюсь, что никто этим не занимается. Я закинул удочку менеджеру из "Мастер Тэйпа" (компания, выпускающая авторскую анимацию.— Ъ), она с радостью согласилась, но, боюсь, она обломалась с правообладателями.
— То есть мы так и будем смотреть вас на пиратских дисках... Вас это не смущает?
— Я думаю, что нормальный художник, не коммерсант, а именно художник, должен быть счастлив, когда его произведения доходят до публики. Каким способом — это уже вопрос не моей профессиональной компетенции. И потом, даже выйди лицензионный диск... Я могу понять, когда возмущаются музыканты — возможно, они получают большие деньги с продажи дисков и кассет. А я в финансовом отношении, скорее всего, даже не замечу, если выйдет лицензионное издание. Надеюсь, что все скоро можно будет скачивать в интернете бесплатно!