Кто, как и где создает российские мультфильмы?
Несколько российских анимационных студий медленно, но верно покоряют международный рынок.
По прокатным сборам студии «Мельница» и Wizart соперничают с раскрученными западными компаниями, работы «Анимаккорд» и Toonbox показывают на детских каналах по всему миру, а короткометражки Студии Ивана Максимова собирают урожай наград на анимационных фестивалях. «Ко» узнал, сколько можно заработать на мультфильмах.
После переезда на Кипр сооснователь анимационной студии Toonbox Павел Мунтян два года не был в Москве. Из светлого офиса с видом на море его сотрудники заключают сделки с партнерами по всему миру. Покупка прав на детский мультсериал «Котики, вперед!» компанией Disney для показов в Новой Зеландии и Австралии, а также федеральным каналом Южной Кореи EBS1 в прошлом году ознаменовали выход компании на международный рынок.
... (про Павла Мунтяна пропускаю, см. по ссылке внизу) ...
Гений Максимова
Неповторимый стиль режиссера-мультипликатора и художника Ивана Максимова легко узнаваем. Его мультфильмов нет в большом прокате, но они более 30 раз брали награды на российских и международных анимационных фестивалях. «Иван Максимов сделал в мультипликации небывалое: он сочинил свой мир. Мир, живущий по собственным законам гравитации, любви, неизбывного интереса и любопытства друг к другу – как бывает у детей, зверей и вообще любого простодушного существа» – так когда-то охарактеризовал его творчество легендарный мультипликатор Юрий Норштейн. Однако такой мир сложно вписать в рамки массового спроса.
Внешне Максимов больше похож на рок-музыканта, чем на человека, который со школы обожает рисование. Но это потому, что в его биографии хватает парадоксальных моментов. Он вырос в Москве, в семье физиков. Его отец, член-корреспондент РАН, профессор Леонид Максимов, занимается теоретическими исследованиями, а мать, Ксения Разумова, специализируется на термоядерном синтезе. Оба в свои 85 работают в НИЦ «Курчатовский институт» (ранее Институт атомной энергии имени И.В. Курчатова). Глядя на работы Максимова, можно подумать, что он начал рисовать раньше, чем научился ходить. Но пример подавал отец, который в свободное от физики время рисовал для души. «В школе я делал комиксы, копировал любимых художников. Так сложился некий конструктор фрагментов – форм глаз, носов, крыльев, хоботов, – из которых рождаются новые персонажи и корректируются, в зависимости от того, какая у них должна быть эмоция и характер», – добавляет художник.
После школы Иван год работал фотографом в Институте биофизики АМН, а в 1976 г. поступил в Московский физико-технический институт (МФТИ). «Пойти в физики было легче и понятнее, чем стать художником, – объясняет он свой выбор. – В художественный вуз меня бы не взяли, потому что я не ходил в художественную школу». На последнем курсе он впервые начал публиковаться в журналах «Квант», «Энергия» и «Спутник». После диплома в 1982 г. Максимов устроился инженером в Институт космических исследований АН, где проработал четыре года, пока случайно не узнал о Высших курсах сценаристов и режиссеров, куда принимают без блата и с любым высшим образованием. Его гений раскрылся в первой же курсовой работе. Она получила «Золотого медведя» и «Нику», а диплом взял приз «Фипресси» в Оберхаузене.
Призвание с признанием
В 1986 г. Иван Максимов пришел к тому, к чему стремился, – анимация стала основным делом его жизни. Художник с самого начала работал один, поэтому решение зарегистрировать ИП и назвать проект «Студией Ивана Максимова» было логичным. Он до сих пор работает в одиночку, иногда привлекая двух аниматоров на сложные сцены. До начала глобального финансового кризиса Ивана кормили коммерческие заказы. В начале 1990‑х именно он придумал логотип в виде слоника для игровой приставки Dendy, от которой сходило с ума полстраны. Это Максимов сделал анимационную рекламу «Потому и не кусают» для «Москитола». Она дважды приносила компании приз «Бренд года». Но с 2009‑го подобные заказы прекратились.
С того времени единственным источником финансирования Студии Ивана Максимова стало Министерство культуры. Все фильмы, а у художника их более 20, выпущены при государственной поддержке. Он работает по стандартным для 2D-технологии расценкам – около 100 000 руб. за минуту производства. После выполнения работы имущественные права принадлежат Минкультуры и кинокомпании, через которую режиссер получает средства. «Мои фильмы никто не продает, – объясняет Иван дальнейшую судьбу своих работ. – Потому что как минимум мой продюсер считает, что их никто не будет покупать. Их задача – участвовать в фестивалях».
Но почему бы не попробовать продавать? Максимов отмахивается: слишком узкая аудитория – примерно 15% зрителей. Чтобы достичь коммерческого успеха, нужна тонко просчитанная маркетинговая кампания, а ею некому заниматься. «Авторская анимация, даже если это успешные фильмы Игоря Ковалева и Александра Петрова (единственный из российских аниматоров, получивших «Оскар». – Прим. «Ко»), никогда не будет приносить большой доход – считает Максимов. – Потому что это не ширпотреб, а некоммерческий продукт, на котором практически невозможно заработать столько, чтобы окупить производство».
В том, что ему удобнее сотрудничать с государством, Максимов окончательно убедился в 2013 г. Тогда он задумал семиминутный мультфильм «Скамейки», но проект был слишком сырым, чтобы претендовать на грант. Мастер-банк, на счете которого хранились все деньги, потерял лицензию прежде, чем художник успел снять накопления. В поисках новых источников средств он решил попробовать новый для себя формат – краудфандинг на Planeta.ru. В прошлом году вместо заявленного 1 млн руб. художнику удалось собрать 582 147 руб. Больше всех – 100 000 руб. – перевел одногруппник Максимова по МФТИ. Режиссер не хочет прибегать к краудфандингу в будущем – ему неприятно попрошайничать. Поэтому сейчас он по госзаказу работает над вторым фильмом из цикла «Скамейки». «Я могу делать любую тему бесконечно», – добавляет Максимов.
Максимову нравится решение Toonbox обосноваться на Кипре. Иван тоже хотел бы переехать куда-нибудь в Таиланд, но в Москве его держат обязательства – сериал «Везуха», лекции в школе аниматоров‑режиссеров «ШАР» и поездки раз в месяц в Петербург, где работает его бесплатная школа. На вопрос, как Максимов планирует развивать студию дальше, он реагирует со свойственным ему спокойствием: «Никак». Его устраивают принцип «лучшее – враг хорошего» и ежемесячный доход индивидуального предпринимателя в размере $1000. «У меня всегда была мечта – иметь свою мастерскую в центре, – неожиданно добавляет Максимов. – Но она несбыточная, потому что никто ею уже давно не занимается». А если мечта исполнится по чистой случайности? «Если только действительно случайно», – немного подумав, соглашается он.
http://ko.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=132161